КУЛЬТУРА
В средние века во всех областях сербской культуры ощущалось влияние Византийской империи. Сербская православная церковь сохраняла национальные культурные традиции в период Оттоманского ига. В XIX веке, после обретения национальной независимости, культура вступила в период возрождения.
После освобождения страны в 1945 году культурная жизнь Сербии развивалась в тесной связи с культурой других народов Югославии. Глубокие экономические преобразования, осуществлённые в период построения югославской модели социализма, привели к быстрому увеличению населения городов и значительному повышению уровня жизни.
Расход с Советским Союзом в 1948 году способствовал активному проникновению в Сербию западноевропейской культуры и актуального искусства. Несмотря на сохранение идеологического контроля коммунистической партии над культурой, в целом она развивалась достаточно свободно.
Литература и искусство конца 1940-х — начала 1950-х достигли свои вершины в книгах Иво Андрича и Бранко Чопича, картинах Джордже Андреевича Куна и архитектуре Нового Белграда.
Либерализация общественной жизни в 1950-х способствовала развитию новых тенденций в искусстве. Большое влияние на сербскую культуру оказала деятельность философского кружка, группировавшегося вокруг загребского журнала «Praxis». Среди авторов новой волны особую роль играли Михаил Лалич, Добрица Чосич, Миодраг Булатович, Меша Селимович и другие. Мировую славу завоевали произведения Данилы Киша.
Лидером современного театрального искусства бесспорно являлся белградский театр «Ателье 212». В 1967 году в Белграде был основан международный театральный фестиваль BITEF, вскоре ставший одним из ведущих театральных смотров Европы. Высокого уровня достигло сербское киноискусство в работах режиссёров Владимира Погачича, Александра Пе?тровича, Горана Паскалевича и других.
Развитие художественного искусства в Сербии было тесно связано с мировыми тенденциями в живописи (абстракционизм, поп-арт, неокубизм, новый реализм, неоконструктивизм, минимализм) и скульптуре (работы Ольги Янчич, Матии Вуковича и др.). Широкую известность приобрело так называемое «наивное искусство», основанное на фольклорных традициях.
В середине 1950-х возник и стал быстро развиваться феномен поп-культуры. Огромную популярность завоевал певец Джордже Марьянович. С 1960-х гг. в среде сербской молодёжи быстро расширялась увлечение рок-музыкой. В архитектуре преобладало массовое жилищное строительство.
К наилучшим образцам югославской современной архитектуры относятся дворец «Београдянка», здание Национальной библиотеки и Музей современного искусства в Белграде.
Коррозия коммунистического режима в 1980-х гг. способствовала переосмыслению югославской истории, развитию молодёжной неофициальной культуры, главным центром которой стал Белград, и усилению либеральных идей в литературе (Д. Киш, А. Исакович, М. Ковач).
Великое влияние для развития сербской культуры имело и патриотическое направление в литературе и искусстве, стремящееся к возрождению сербской нации и великосербской идеи. Эти тенденции нашли своё отражение в выступлениях деятелей науки и искусства, произведениях Вука Драшковича, Данко Поповича, Милорада Павича, в режиссёрских работах Борислава Михайловича-Михиза и других. Существенно также усилилось общественное влияние Сербской православной церкви. В то же время, 1990-е гг характеризовались снижением уровня массовой культуры и доминированием «лёгких жанров». Огромную популярность приобрела поп-музыка стиля турбо-фолк. Параллельно развивалось актуальное искусство, представленное, в частности, работами участников арт-группы FotograFIA, театром «KULT», проектами «URBAZONA», «Dibidon» и др.
Важными центрами современного искусства являлись независимая радиостанция «Радио Б92» и белградский киноцентр «Rex». Мирового признания достигло сербское киноискусство в режиссёрских работах Горана Паскалевича, Срджана Драгоевича, Раши Андрича и, особенно, Эмира Кустурицы.