БИЗНЕС И НАЛОГИ В СЕРБИИ

Экономическое состояние Сербии можно назвать весьма перспективным для предпринимательской деятельности. На сегодняшний день экономика страны только начала развиваться, а это, как известно, самые лучшие условия для развития собственного дела. Поэтому открыть свой бизнес на территории Сербии вполне реально. В Сербии созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, и государство в целом не строит преград для развития малого и среднего бизнеса. Предпринимательство в Сербии основано на принципах свободного рынка.

Открыть бизнес в Сербии совсем не сложно. Иностранец может основать компанию любой правовой формы самостоятельно или совместно с гражданами Сербии. Процесс открытия фирмы занимает несколько дней, и при наличии правильно оформленных документов не требует большого участия со стороны самого предпринимателя.

Правовые формы ведения бизнеса в Сербии:

  • Индивидуальный предприниматель (preduzetnik). Это самая простая форма бизнеса, аналогичная ИП в России. Основатель фирмы отвечает за бизнес своим собственным имуществом. Минимальные налоги при содержании такой формы бизнеса составят 70-80 евро в месяц.
  • Общество с ограниченной ответственностью (D.O.O.) организовано таким образом, что владелец не несет ответственности своим имуществом за деятельность фирмы. Ответственность гарантирует уставный капитал фирмы. ДОО может основать один человек или группа лиц. Для создания ДОО одним учредителем достаточно устава фирмы, а для фирмы с двумя и более учредителями требуется договор и акт основания. Максимальное количество учредителей — 50 человек. Минимальный уставной капитал на сегодняшний день уменьшен с 500 евро до 1 (одного) евро (100 динар). Взнос может быть деньгами или имуществом. Доли участия определяются пайщиками. ДОО позволяет вести международную деятельность. Содержание ДОО обойдется Вам минимум в 150-200 евро в месяц. Также, существующее в Российской Федерации ООО, может открыть свое представительство в Сербии.
  • Акционерное общество (A.D.) открывается для более серьезных бизнес-задач. Оно может быть открытым или закрытым. В целом, основы работы акционерных обществ в Сербии схожи с российскими принципами.

Для открытия фирмы необходимо иметь учредительные документы, договор аренды или собственности офиса и паспорт.

Первым делом необходимо открыть счет в банке, затем все документы передаются в APR (Agencija za Priivredne Registre). Специалист проверит их и примет  в работу. В течение 7 дней фирма будет открыта. Вам будет выдана бумага, подтверждающая регистрацию фирмы, а также PIB (личный налоговый номер). После этого Вы обязаны зарегистрироваться в налоговой службе, пенсионном фонде и службе социального страхования.

Каждый иностранец-предпринматель помимо налогов обязан платить взносы в фонд пенсионного и медицинского страхования. В момент регистрации фирме устанавливается минимальный вмененный налог, а после, по итогам деятельности, налоговая ставка корректируется. При достижении определенного уровня доходов фирма переводится на систему налога на добавленную стоимость (PDV).

Рассмотрим порядок оформления фирмы на примере самой распространенной формы собственности — ДОО.

1. Определитесь со сферой деятельности.

2. Вам понадобится адвокат. Он скажет, какие нужны бланки, где их взять (либо выдаст имеющиеся). С ним вы составите Уговор о осниваньу друштва са ограниченом одговорношчу В Уговоре прописывается название, форма, уставной капитал, сфера деятельности (адвокат вписывает код занятости).  Если что-то не вписано в Уговор, позже можно сделать анекс — дополнение и расширить деятельность фирмы.

3. Уговор нужно заверить в суде в присутствии судебного переводчкиа. Там же надо заверить свою подпись.

4. Далее, с уговором, образцом заверенной подписи (или подписей, если учредителей несколько) идёте в банк.  В банке открываете временный счет (привремени рачун). Это бесплатно. Счет временный, поскольку фирма еще не зарегистрирована. На временный счет кладется сумма, соответствующая уставному капиталу.  В банке получите выписку для АПР о том, что на временном счету фирмы нужная сумма есть.

5. С бумагами из банка, уговором, образцом подписи идете в АПР, там получаете заявление (захтев за осниванье) о регистрации, оплачиваете сбор в ближайшем банке. Подаете документы и квиток об оплате на регистрационный стол АПР и ждете решения до 15 дней (на справке о принятых документах будет номер вашей заявки, вы можете проверять состояние решения на сайте или по телефону на справке).

6. Получив решение АПР (решенье), в котором вам будет присвоен ИНН фирмы (ПИБ), регистрационный номер (матични брой), закреплен юридический и физический адрес фирмы, вам нужно сделать печать фирмы. Делается это у ближайшего изготовителя печатей (печаторезац) с решением из АПР на руках. Потом вы должны пойти банк и открыть постоянный счет вашей фирмы, закрыв временный. Деньги с временного счета вы должны перевести на постоянный. Также вам нужно зарегистрироваться в налоговой службе (пореска управа). Для этого необходимо завести бухгалтера (агенция за книговодство), знающего местное законодательство — искать такого лучше в своем муниципалитете (општина), в котором прописана ваша фирма, можно прямо в здании муниципалитета — агентства нередко открывают офисы прямо там. Стоимость услуг при нулевом балансе от 100 евро в месяц. Бухгалтер нужен обязательно, поскольку во-первых, в кратчайший срок, после получения решения из АПР вы должны зарегистрироваться в налоговой (у вас есть 15 дней), во-вторых — встать на учет в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд по защите безработных, фонд социального страхования, в-третьих, бухгалтер объяснит, как получить трудовую книжку, мед.страховку, и он же будет продлевать срок их действия. Если вы этого не сделаете, то вы рискуете нарваться на штраф (от 1500 евро). Примечание: при минимальной заработной плате, расходы фирмы с нулевым балансом, имеющей одного сотрудника в штате, будут в районе 130 евро — различные взносы, 100 евро — услуги бухгалтера, и зарплата (минимально положенная — около 170 евро).

7. После того, как бухгалтер передаст бумаги в налоговую службу (на этом этапе, в принципе, вы уже можете начать вести деятельность), вы в течение 2 недель получите решение о завершении регистрации, где будут указаны все конечные данные вашей фирмы.

В общих чертах, это все. Стоимость оформления всяких бумаг для открытия ДОО в общей сложности около 140 евро (в суде, в банке и т.п.). Само собой какие-то мелочи и вопросы остались за скобками, решить которые вам и должен будет помочь ваш бухгалтер.

Налоговая система Сербии

Налоговая система Сербии регулируется на республиканском уровне.
В компетенции республиканских органов управления находятся непосредственное фискальное регулирование, сбор и контроль за сбором налогов.
Контроль и сбор налогов осуществляет Республиканское управление общественных доходов и его структурные подразделения. Налоговую политику формирует Министерство финансов и экономики Сербии.
Налоговый год в Сербии совпадает с календарным годом. Налогоплательщиками являются как резиденты, так и нерезиденты.

В Сербии в настоящее время взимаются следующие виды налогов:
Подоходный налог 14 %;
Платежи от фонда заработной платы 20 %
Налог на фонд ЗП 3,5 %
Пенсионное страхование 9,8 %
Медицинское страхование 5,95 %
Страхование занятости 0,55 %
Налог на прибыль предприятий 14 %

Налоги с оборота:

Налог с продажи товаров 17+3 %
Налог на оказание услуг 17+3 %

Налоги на имущество:

Налог на недвижимость 0,25-0,4 %
Налог на наследование и дарение 3-5 %
Налог на передачу прав собственности 5 %

Налог на финансовые операции 0,3 %

Налог на использование товаров от 3 долл. США

Подоходный налог:

Налогоплательщиками являются физические лица. Начисляется независимо от величины дохода по ставке 14%.  Налоговой базой является начисленная заработная плата и разовые выплаты. Удерживается нанимателем из заработной платы и перечисляется в налоговые органы.
На доходы от роялтис, инвестиций, недвижимости, предпринимательской деятельности установлена ставка 20 %.

Налог на фонд заработной платы:
Выплачивается нанимателем. Налогооблагаемой базой является фонд заработной платы. Ставка налога – 3,5 %.

Социальное страхование:
Действуют три вида обязательных платежей по социальному страхованию: пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование занятости. Налогооблагаемой базой является фонд заработной платы. Все три вида платежей по социальному страхованию выплачиваются как нанимателем, так и работником в равной пропорции.
Часть этих платежей, выплачиваемых нанимателем, включается в операционные расходы, в то время как платежи работника в начисленную заработную плату.
Вместе с тем, действует система понижающих и повышающих коэффициентов для этого вида платежей, которая устанавливает минимальный и максимальный уровни.
Минимальный уровень выплачивается теми, чья начисленная заработная плата меньше минимальной величины (устанавливается ежеквартально для 8 категорий, в которых работники классифицированы в соответствии со своим образовательным уровнем).
Максимальный уровень выплачивается теми, чья начисленная заработная плата выше максимальной величины (устанавливается на основании данных о 5 самых высоких средних по отраслям зарплат).

Налог на прибыль предприятий :
Налогоплательщиками являются юридические лица (предприятия различных форм собственности, кооперативы, и некоммерческие организации (в случае оказания услуг или продажи товаров). Налогооблагаемой базой является балансовая прибыль. Ставка налога – 14%. Нерезидентами выплачивается только в части прибыли, полученной из источников в Сербии.
Льготы по налогу предоставляются на инвестиции в основные средства (за исключением автомобилей, мебели, ковров, картин и других предметов роскоши) малым предприятиям, предприятиям при создании новых рабочих мест в виде налогового кредита (отсрочки выплаты) от 2 до 5 лет.
При расчете прибыли разрешается использование ускоренной амортизации на компьютерную технику, оборудование, используемое в процессе обучения персонала и охраны окружающей среды.
Налог также начисляется на прибыль полученную юридическим лицом от участия в других предприятиях, роялтис и дивидендов.

Косвенные налоги:
Акцизы
Налогоплательщиками являются производители и импортеры следующих товаров: производные нефти, табачные и алкогольные продукты, этиловый спирт, кофе, напитки, пищевая соль и предметы роскоши.
Адвалорная ставка установлена только для предметов роскоши 20 и 30 %.
На остальные товары установлены специфические ставки в зависимости от вида и количества продукции.
Налоговые льготы предоставляются международным гуманитарным организациям при импорте кофе, производных нефти и медицинского спирта.

Налоги с оборота:

Налог с продажи товаров
Единовременный налог с продаж начисляется на поставщика товаров при розничной продаже конечному потребителю. Налоговой базой является продажная цена товаров или таможенная стоимость импортируемых товаров. Налоговая ставка единовременного налога – 20 %
Не взимается налог на импортируемые или продаваемые товары при последующей их переработке или реализации.
На сигареты, алкогольные напитки и кофе взимается по аналогии с НДС на каждом этапе реализации товара.
Налог не взимается при экспорте продукции и на отдельные группы товаров (все виды хлеба, молока, удобрения, средства за защиту растений, семена).

Налог на оказание услуг:
Взимается при оказании банковских, страховых, перестраховочных транспортных, сельскохозяйственных, инженерных, консультативных, рекламных, туристических и т.п. услуг. Налоговая база – стоимость оказанных услуг. Взимается однократно. Ставка налога — 20 % .
Налог не взимается при экспорте услуг, а также с медицинских, образовательных, научно-исследовательских, социальных услуг внутри страны.
Также налог не взимается при оказании услуг органами государственного и местного управления.

Copyright © 2017 Beodom.ru, E-mail: info@beodom.ru

Яндекс.Метрика